
Публичное акционерное общество «Почта Банк» – универсальный розничный банк с государственным участием. Был создан в 2016 году банковской группой «Почта России» и ВТБ на базе ПАО «Лето Банк», которое входило в банковскую группу ВТБ. Ранее, в 2012 году, ПАО «Лето Банк» было создано на базе основанного еще в ноябре 1990 года брянского «Бежица-Банка». Банк специализируется на оказании широкого спектра услуг массовому розничному сегменту.
Развитие филиальной сети осуществляется на базе отделений Почты России, а также в стрит-ритейле. Основным источником фондирования выступают средства физических лиц. Штаб-квартира ПАО «Почта Банк» расположена в здании на Преображенской площади в Москве. Лицензия № 650 получена банком 25 марта 2016 года. По состоянию на 31 декабря 2018 года уставный капитал «Почта Банка» составлял 629 млн рублей, собственный капитал равнялся 31,344 млрд рублей, активы – 360,5 млрд рублей.
Банк выдает потребительские кредиты, кредиты на образование, кредитные и дебетовые карты, принимает вклады, оформляет перевод пенсии, предлагает зарплатные проекты. «Почта Банк» стал единственным в России финансово-кредитным учреждением, чей парк банкоматов полностью состоит из ресайклинговых устройств. Банк участвует в системе страхования вкладов. Ключевыми фигурами ПАО «Почта Банк» являются президент Общества Дмитрий Руденко и автор проекта Дмитрий Третьяков. Лицом рекламной кампании банка стал российский актер Сергей Гармаш. Топ-менеджеры банка вошли в рейтинге ТОП-1000.
В 2019 году «Почта Банк» вошел в тройку лидеров рейтинга самых эффективных и рентабельных банков по версии «Коммерсанта». Приоритетное направление «Почта банка» – работа с частным клиентом. Главным преимуществом перед конкурентами является огромная сеть филиалов: клиентские центры привязаны к отделениям почтовой службы. В 2018 году насчитывалось 20 тысяч банковских окон в 15 тысячах отделениях «Почты России». Сегодня является одним из крупнейших финансовых учреждений страны обслуживает порядка 7 млн человек.
Информация о компании
В ноябре 1990 года в Брянске было зарегистрировано финансовое учреждение под наименованием «Бежица-Банк». В число значимых акционеров и основных клиентов вплоть до начала 2000-х годов входили Брянский машиностроительный завод, Брянский электромеханический завод, Брянский химический завод, предприятие «Меноком», Брянский молочный комбинат.
В 2004 году банк стал участником системы страхования вкладов. В 2005 году в капитал банка вошло Росимущество.
В 2006 году кредитная организация оказалась в сфере интересов Банка Москвы, который к 2009 году контролировал уже свыше 95 % фининститута. К тому времени «Бежица-Банк» занимал в Брянской области устойчивые позиции по ипотеке, а также по кредитованию среднего и малого бизнеса.
После поглощения в 2011 году «Банка Москвы» группой ВТБ «Бежица-Банк» де-юре стал участником группы.
В апреле 2012 года розничный банк ВТБ 24 стал владельцем 100 % акций «Бежица-Банка». Правление последнего возглавил экс-зампред «Русского Стандарта» и ВТБ 24 Дмитрий Руденко, который в составе команды «Русского Стандарта» фактически был пионером при запуске потребительского кредитования в РФ, в том числе кредитования непосредственно в торговых точках (POS-кредитования). Остальные топ-менеджеры банка практически в полном составе также являлись выходцами из «Русского Стандарта».
В октябре 2012 года Бежица-Банк провел ребрендинг и получил новое наименование – «Лето Банк», а его головной офис переехал в Москву. Лето Банк представлял собой так называемый легкий банк, ориентированный на массовый розничный сегмент. Фининститут специализировался на экспресс-кредитовании (в том числе в торговых сетях), выдаче кредитов наличными и кредитных картах.
В 2012 году юрист Дмитрий Третьяков из Тольятти предложил Росимуществу создать «Почтовый банк «ВТБ – Почта России»». Проект предполагал модернизацию отделений почтовой связи за счет банка ВТБ. Ранее в подобном сотрудничестве были заинтересованы финская компания Itella и французская La Poste.
В сентябре 2015 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании Почтового банка. «Правительство признало целесообразным решение о создании Почтового банка на базе «Лето Банка» путем вхождения дочерней организации «Почты России» совместно с группой ВТБ в уставный капитал Почтового банка», ‒ отмечалось в пояснительной справке к распоряжению. Группа ВТБ объявила о создании почтового банка совместно с «Почтой России» за счет вхождения дочерней организации ФГУП «Почта России» (ООО «Почтовые финансы») в капитал ПАО «Лето Банк». По условиям, ей будет принадлежать 50 % минус одна акция, а группе ВТБ будет принадлежать 50 % плюс одна акция.
Было подписано соглашение между президентом банковской группы ВТБ Андреем Костиным, директором ФГУП «Почта России» Дмитрием Страшновым и министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым о покупке у ВТБ 50 % минус одной акции «Лето Банка», на базе которого запланировано создание почтового банка. Сделка была оценена в 5 млрд рублей. Банком заявлено, что он будет присутствовать в 15 тысячах из 42 тысяч отделений «Почты России».
Развитие компании
В январе 2016 года состоялось подписание документов между ВТБ24 и «Почтой России», необходимых для создания «Почта Банка», прошла презентация бренда банка.
25 марта 2016 года ПАО «Почта Банк», созданное банковской группой «Почта России» и ВТБ на базе ПАО «Лето Банк», получило лицензию № 650.
В апреле 2016 года «Почта Банк» открыл первые 32 точки в отделениях «Почты России».
16 июня 2016 года в первый день работы петербургского форума Алтайский край подписал соглашение о сотрудничестве с «Почта Банком». «Использование системы Почта Банка позволит сделать банковские услуги более доступными для людей, которые проживают в небольших отдаленных населенных пунктах», – прокомментировал глава региона Александр Карлин.
По данным банка на 30 сентября 2017 года, было открыто 12437 точек присутствия в 82 регионах России. В декабре 2017 года «Почта Банк» приобрел у банка ВТБ 74,67 % акций процессинговой компании «Мультикарта». Независимый оценщик (KPMG) определил рыночную стоимость акций «Почта Банка» в размере 3030,74 рубля.
За 9 месяцев 2017 года Почта банк открыл более 12500 точек обслуживания в более чем 80 регионах России, а клиентская база превысила 5 млн человек. «Почта Банк» занял второе место по размеру розничной сети на российском банковском рынке.
В декабре 2017 года акционеры договорились о паритетном владении акциями банка. Банк ВТБ и «Почта России» владеют по 49,999988 % акций банка, еще две акции принадлежат президенту-председателю правления «Почта Банка» Дмитрию Руденко (куплены им у банка ВТБ). В наблюдательный совет «Почта Банка» вошли: Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Константин Носков, президент-председатель правления банка ВТБ генеральный директор ФГУП «Почта России» Николай Подгузов, президент-председатель правления «Почта Банка» Дмитрий Руденко и топ-менеджеры банка ВТБ и Почты России.
Летом 2018 года на территории России запущена единая биометрическая система (ЕБС). «Почта Банк» одним из первых присоединился к ней и начал сбор биометрических данных в систему. Банк первым реализовал возможность удаленной идентификации на базе ЕБС в интернет-банке и в мобильном приложении. Сегодня сдать биометрические данные можно в 238 отделениях «Почта Банка» в 83 регионах РФ.
«Страна у нас большая и если раньше для получения банковских услуг нужно было приехать непосредственно в отделение, то благодаря биометрии человеку доступны услуги всех российских банков, вне зависимости от местоположения и времени суток. Это быстро и безопасно», – пояснил руководитель дирекции биометрических технологий «Почта Банка» Андрей Шурыгин.
В июле 2018 года «Почта Банк» запустил бесплатный социальный сервис для клиентов-пенсионеров «Линия заботы». Точки «Почта Банка» создаются не только в почтовых отделениях, но также в многофункциональных центрах (МФЦ).
В конце лета 2018 года банк начал привлекать клиентов из киберспортивного мира. Совместно с Федерацией киберспорта РФ запущен портал для начинающих игроков Cyberlab.gg и начат выпуск платежной карты геймера с вертикальным дизайном. Общий объем инвестиций до конца 2019 года оценивается в несколько десятков млн рублей.
В ноябре 2018 года «Почта Банк» решением правительства был включен в перечень банков-агентов по продаже облигаций федерального займа для населения. К концу 2018 года ПАО имело свыше 18 тысяч точек обслуживания, из них более 80 % располагались в почтовых отделениях небольших городов и в сельской местности. Также функционирует порядка 400 флагманских клиентских центров и представительств в МФЦ, стоек в торговых центрах и магазинах.
По итогам 2018 года чистая прибыль «Почта Банка» составила 10,2 млрд рублей, что почти вдвое превзошло результат предыдущего года.
«Согласно данным Frank RG, по итогам 2018 года мы прочно закрепились в тройке лидеров в сегментах POS-кредитования и кредитов наличными по объему портфелей по данным FRG, а также поднялись с 17 на 12 место по портфелю клиентских пассивов и с 22 на 11 место – по портфелю срочных вкладов», – пояснила член правления, финансовый директор «Почта Банка» Наталия Строкун.
В 2019 году по данным исследования Frank RG, банк вошел в Топ-2 крупнейших игроков в сегменте POS-кредитования. Портфель товарных кредитов банка в январе 2019 года увеличился на 2,7 % до 38,3 млрд рублей, а сам рынок вырос на 1,5 %. В январе 2019 года открылись три первых пилотных отделения «Почта Банка» в магазинах «Пятерочка» в городах Санкт-Петербург и Калуга.
На 1 марта 2019 года активы нетто кредитной организации увеличились на 45,3 % – до 416,8 млрд рублей (за последний год). Рост активов фондировался преимущественно вкладами населения, объем которых вырос на 74,3 % (+137,9 млрд рублей). Свыше 100 млрд рублей из привлеченной ликвидности было направлено на розничное кредитование, портфель которого увеличился в 1,5 раза. Оставшаяся часть ликвидности была распределена между портфелем выданных МБК, объем которого вырос на четверть, и высоколиквидными активами, выросшими почти на 40 %.
В результате активного роста и без того преобладающая в пассивах доля вкладов физлиц возросла за прошедший год с 64,7% до 77,7%. Прирост основных средств произошел как за счет докапитализации банка акционерами, так и за счет собственной прибыли кредитной организации, а также привлечения субординированного займа. Годом ранее капитал увеличился вдвое по аналогичным причинам. Портфель ценных бумаг отсутствует. На рынке РЕПО банк не работает. Обороты по FX также минимальны.
В апреле 2019 года администрация Кемеровской области и «Почта Банк» запустили совместную экологическую программу-акцию «Подари лес Кузбассу!».
В мае 2019 года «Почта Банк» «Почта Банк» снизил для пенсионеров ставку по кредитам, которые выдаются наличными. Сейчас для пожилых людей базовая ставка составляет 14,9 процента годовых. Для тех, кто получает в банке пенсию – 12,9 процента. Вместе с тем увеличилась максимальная сумма, которую можно взять в кредит, а также срок его погашения.
«Пенсионеры – особая категория наших клиентов, которые отличаются платежной дисциплиной, грамотным подходом своему финансовому планированию, имеют стабильный, ни от чего не зависящий источник дохода. Для них мы стараемся предоставлять специальные условия, чтобы пользование кредитом было для них удобным и необременительным», – подчеркнул вице-президент, директор по продуктам и технологиям «Почта Банка» Григорий Бабаджанян.
В августе 2019 года совместную карту с начислением бонусных баллов за покупки выпустили «Магнит» и «Почта Банк». Она работает на базе ПС «Мир» и поддерживает технологию бесконтактной оплаты. Также на карту можно получать пенсию и зарплату.
«Мы видим в проекте огромный потенциал, который заключается в синергии широкого регионального охвата и масштабной клиентской базы обоих партнеров. При совместном продвижении мы сможем создать самую массовую сеть дистрибуции в России. Единый фокус на создание продуктовой экосистемы позволит на горизонте 5 лет занять сильные позиции на рынке продуктовых сетей и банковских услуг», – рассказал председатель правления «Почта Банка» Георгий Горшков.
В июле 2020 года «Почта Банк»запустил промовклад «Удачный сезон» со ставкой 4,5 % годовых.
Награды и достижения
- Лауреат Премии ECO BEST AWARD в номинации «Экологическая инициатива года» (2019).
- Победитель ежегодной премии Retail Finance Awards в номинации «Креатив года» (2018).
- Победитель в 4 номинациях премии Finaward 2018: «Внедрение в сфере взаимодействия с клиентами», «Звездный маркетинг», «Социальный проект», «Сервисный или комиссионный продукт» (2018).
- Карта «Пятерочка» «Почта Банка» признана лучшим кобрендом в продуктовом ретейле премии Loyalty Awards Russia (2018).
- Гран-при на церемонии «Банк года» (2018).
- Победитель в номинации «За активное использование инновационного рыночного инвентаря» ежегодной премии в области интернет-коммуникаций AdIndex Awards (2018).
- Серебро премии Effie Awards в номинации «Фокус/ Брендированная услуга» (2019).