В 2017 году ключевыми рисками для развития в Курганской области остались нестабильная демографическая ситуация, высокий уровень бедности, недостаточная конкурентоспособность экономики и слабое развитие инженерной, производственной, транспортной и рыночной инфраструктуры. Политические итоги года демонстрируют и успехи, и проблемы в преодолении этих рисков и борьбе с ними. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Алексей Кокорин сумел привлечь внимание федеральных властей к региональным проблемам глубоко дотационного Зауралья. Регион посетили несколько крупных федеральных чиновников, а поддержка председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко помогла снизить энерготарифы для населения с 1 июля 2017 года. Сам Алексей Кокорин считает это одним из главных итогов года. Имидж Зауралья и лично его главы укрепил и первый в истории области визит патриарха Кирилла.
Зауралье – единственный регион в УрФО, где за последние три года отмечается положительный индекс промышленного производства. За 11 месяцев 2017 года этот показатель составил 101,4 % к уровню прошлого года. Здесь организуется кластер колесной техники, производителей техники на газомоторном топливе. Активно набирает обороты арматурный кластер.
Земля является главным ресурсом для развития АПК, и Кокорину удалось доказать, что Минсельхозу РФ стоит строить особые отношения с Зауральем – уральской, да и российской житницей. Это подтвердила выездная коллегия Минсельхоза в мае.
В 2017 году Минфин в обмен на поддержку поставил область в столь жесткие рамки, что губернатор тянул до последнего при подписания соглашения с министерством, а урезание расходов на социальные выплаты вызвали затяжной и громкий конфликт с педагогами. Как отметил доктор философских наук Борис Шалютин, «жесткая позиция Минфина РФ по отношению к Курганской области очень эффективно поработала в части раскачивания лодки и формирования протестных настроений в регионе».
В регионе к явным минусам, кроме роста госдолга до 16 миллиардов рублей, относят и несбывшиеся пока обещания бизнесу добиться объединения тарифных зон Курганской и Тюменской областей. А власть, размазанная по территории, не справляется с управлением без грамотных чиновников и денег.
Начали укрупнение муниципалитетов
Для удешевления управления и повышения его оперативности решено уменьшить число муниципалитетов (их было 458). В июне Курганская областная дума приняла серию законов об объединении 13 сельсоветов, входящих в состав Кетовского, Куртамышского и Альменевского районов. Как отметил заместитель председателя облдумы, председатель комитета по экономической политике Евгений Кафеев, «люди начали понимать, что такое укрупнение поможет повысить качество работы местной власти, подобрать грамотные кадры для управления в сельсоветах». До конца года решение об объединении приняли жители более 60 сельсоветов.
Но в регионе падает интерес к выборам
Довыборы депутата Курганской областной думы по одномандатному округу № 10 Щучанский и двух депутатов в Курганскую городскую думу по округам № 6 и № 7 10 сентября показали, что явка становится главной проблемой для организаторов. Явка на выборах в облдуму составила 33,17 % от общего числа избирателей, а в областном центре горожане проголосовали ногами – явка по 6 и 7 одномандатным округам составила, соответственно, 7,83 % и 6,63 % от числа избирателей. Как отметила экс-председатель облизбиркома Светлана Гулькевич, «у людей создалось мнение, что их голос неважен. Избиратель не верит, что может как-то повлиять на результат. Есть и основания для такого недоверия, ведь роль депутатов органов местного самоуправления падает, потому что их правильные решения не получают финансовой поддержки».
Включается ручное управление
Появилась необходимость все чаще разрешать конфликты и массовые протесты в муниципалитетах самому главе Зауралья в режиме ручного управления. Пример тому – массовые протесты дольщиков Кургана против нарушения сроков сдачи застройщиком СМУ КПД объектов в ЖК «Аврора», ЖК «Снегири» и ЖК «Апельсин», жалоба Владимиру Путину от преподавателей школы Звериноголовского района, которые готовят забастовку из-за того, что учителям не выдают «стимулирующие» выплаты, спор депутатов Катайской городской думы, которые второй год подряд признали работу мэра города Валерия Черных неудовлетворительной. Алексей Кокорин лично вмешивался в эти ситуации. Это, объективно, вынуждает его усиливать мотивацию подчиненных, продолжая ротацию кадров.
Громкие процессы
Кадровая ротация держит чиновников в тонусе, но рождает соревнование «за близость к телу», борьбу за честь мундира своего ведомства, а кооперация по крупным стратегическим вопросам делает первые шаги. Кадровый резерв невелик, есть и ошибки в подборе кадров. Свидетельство тому – уголовные дела против чиновников областного ранга. Суды по этим делам ударили по авторитету власти в целом и по выдвиженцам «Единой России». Виновными в коррупционных преступлениях признаны и осуждены первый замдиректора департамента строительства Павел Суханов, глава крупнейшего в регионе Кетовского района Александр Носков и ряд других чиновников.
В Кургане начал работу штаб Алексея Навального
На этом фоне сторонники Алексея Навального вышли на улицу в Кургане 26 марта с акцией «Мы против коррупции». Она не была согласована, но все равно состоялась. На акцию в городском саду пришли более 200 человек, в основном студенты и школьники. Штаб Навального, открытый в Кургане летом, начал сбор подписей в его поддержку. В ответ на анонс визита Навального в Курган 3 декабря департамент образования и науки объявил этот день «Активным выходным» и обязал учащихся в воскресенье прийти в учебные заведения. Политологи называют такую реакцию следствием «слабого политического дизайна» в регионе.
Антиуранщики подняли волну протеста
Группа общественников «Антиуран Курган» обвинила Росатом, премьера правительства РФ Дмитрия Медведева, губернатора Зауралья и различные ведомства в нарушениях закона и «коррупционном интересе в изъятии принадлежащих коренному населению природных богатств». Проиграв в течение года в судах всех инстанций вплоть до ВС РФ иски о запрете реализации этого проекта, группа, тем не менее, вызвала волну протестов против властей, собрав более 10 тысяч подписей в свою поддержку. Власти с опозданием, но все же провели научный круглый стол по месторождению Добровольное с участием ведущих ученых РФ и специалистов Росатома, где развеяли мифы об угрозах.
Депутаты усилили контроль
Единороссы по-прежнему доминируют в заксобрании, где занимают 28 мест из 34, а ЛДПР, КПРФ и СР не устраивают правящей партии сколько-нибудь серьезной обструкции. В Зауралье сложился баланс сил, позволяющий принимать согласованные решения для развития. Но Дума (и фракция ЕР) начинает более жестко контролировать исполнительную власть. А спикер облдумы Дмитрий Фролов уже практикует тематические разборки с чиновниками департаментов и управлений за срывы программ и проектов.
Судьба второго срока
В рамках проекта «Национальный рейтинг» в итоговом за 2017 год исследовании, посвященном оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации, Алексей Кокорин занял 70 место (69-е получил губернатор Архангельской области Игорь Орлов, а 71-е – глава Кемеровской области Кузбасса Аман Тулеев).
А второй по счету в 2017 году выпуск «Кремлевского рейтинга губернаторов России» отметил, что Алексей Кокорин «наращивает госдолг и в целом регион остается одним из самых депрессивных в УрФО. Но отсутствие явных претензий на область со стороны крупных ФПГ стабилизирует положение губернатора».
Полномочия губернатора заканчиваются в сентябре 2019 года, но Кокорин уже заявил на недавней встрече с местными блогерами, что его выдвижение на второй срок «зависит от двух факторов: здоровье и поддержка президента». Губернатор отметил, что не жалуется на здоровье, то есть чувствует в себе силы продолжать руководить областью.
Но и местные элиты, и население наращивают требования к властям, и судьба второго срока Алексея Кокорина и его команды будут зависеть от реакции на эти требования. Ясно, что в 2018 году градус этих требований может возрасти.
Фото: kurganobl.ru, kurgan-city.ru, uralpolit.ru, пресс-служба правительства Курганской области
Новогодние сюжеты