Российский горно-металлургический холдинг является на сегодняшний день в России крупнейшим производителем меди, цинка, угля и драгоценных металлов. Одновременно предприятия УГМК производят свинец, селен, теллур, медный и никелевый купорос, а также другие виды попутной продукции. В городе Верхняя Пышма Свердловской области расположена штаб-квартира компании. В состав холдинга входят различные предприятия Свердловской, Челябинской, Томской, Кемеровской, Оренбургской, Курганской, Кировской, Владимирской областей, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Башкортостан и других субъектов РФ. Также компании принадлежат пакеты акций французского холдинга по обработке цветных металлов Gindre, сербского «Завода медных труб» в г. Майданпек и чешской авиастроительной компании «Эйркрафт индастриз». Ключевыми активами УГМК управляет ООО «УГМК-Холдинг». Годовой оборот в несколько миллиардов долларов позволяет холдингу входить в число крупнейших вертикально-интегрированных компаний страны. Главные активы УГМК сосредоточены в горнодобывающей отрасли, цветной металлургии, черной металлургии, угледобыче и машиностроении. Ежегодные инвестиции в развитие производства составляют, по данным компании до 60 млрд рублей. При этом 3,5 млрд рублей в год тратится на природоохранные мероприятия. Но именно в уничтожении окружающей природы обвиняют компанию чаще всего. В руководство компании сегодня входят: президент УГМК Махмудов Искандар Кахрамонович, генеральный директор УГМК Козицын Андрей Анатольевич, технический директор УГМК Паньшин Андрей Михайлович. Сеть клиник ЕМЦ «УГМК-Здоровье», основанная ОАО «УГМК» заняла 20 место в рейтинге крупнейших частных клиник России, составленном журналом Forbes по результатам 2018 года. Выручка сети клиник, насчитывающей 5 медицинских учреждений, составила в 2017 году 1,3 млрд рублей. В составе компании находится также Технический университет УГМК, открытый в 2013 году в специально построенном для него здании.
Информация о компании
Крупнейший производитель меди в РФ был основан 7 октября 1999 года на базе завода Уралэлектромедь. 20 октября 1999 года получено свидетельство о государственной регистрации ОАО «УГМК». Компания сегодня занимает также твердые позиции на рынке цинка, свинца и драгоценных металлов. В холдинг вошла вторая в стране по величине угольная компания «Кузбассразрезуголь» с объемом добычи 45 млн тонн угля в год. Свыше 568 млрд рублей составляет совокупный годовой оборот всех предприятий УГМК, на которых работает в общей сложности более 80 тысяч сотрудников. Каждый год компания тратит на свое развитие порядка 60 млрд. рублей. 5,5 млрд рублей составляет ежегодный объем финансирования социальных программ и программ по развитию территорий.
В состав холдинга в настоящее время входит свыше 40 предприятий в России и за рубежом. Основные мощности УГМК сосредоточенны в Свердловской области. Головное предприятие – «Уралэлектромедь» – и штаб-квартира находятся в Верхней Пышме. В столице Урала находятся предприятия «Уралмеханобр» и «Уралкабель», в Ревде – Среднеуральский медеплавильный завод, Ревдинский кирпичный завод и Ревдинский завод по обработке цветных металлов, в Серове – Надеждинский металлургический завод, в Краснотурьинске – Богословское рудоуправление, в Сухом Логу – предприятие «Сухоложское литье», в Реже – «Сафьяновская медь», в Ивделе – «Шемур» и производственные мощности «Святогора».
Компания является учредителем благотворительного фонда «Дети России». Также холдингом создан и финансируется Музей военной техники «Боевая слава Урала», Музей автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме. Одновременно холдинг владеет российским женским баскетбольным клубом УГМК в Екатеринбурге.
В апреле 2018 года четверо уральских бизнесменов попали в рейтинг 200 Forbes. Двадцать пятую строчку занял генеральный директор УГМК Андрей Козицын, капитал которого составил 4,8 миллиардов долларов, а 16 место занял президент УГМК Искандер Махмудов: 7,3 миллиардов долларов США.
В мае 2018 года томские следователи завели уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты налогов» в отношении дочернего предприятие УГМК – АО «Сибкабель». Одно из ключевых предприятий Томска и Томской области заподозрили в уклонении от уплаты налогов. По данным следствия, в бюджет за период с 2013 по 2015 год не было выплачено более 37 млн рублей.
В июне 2018 года Роскосмос потерял 845 миллионов из-за банкротства «дочки» УГМК. Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры (предприятие Роскосмоса) не успел обжаловать решение о ликвидации компании «Международные космические услуги», основным владельцем которой является УГМК.
В столице Северной Осетии неподалеку от жилых кварталов дымит завод «Электроцинк» – предприятие цветной металлургии первого класса опасности, входит в структуру УГМК. Несмотря на категоричное желание жителей города от него избавиться, заводу оказались нипочем протестные акции, митинги, шествия, массовые и одиночные пикеты. Закрыть удалось только свинцовое производство, но тут же запустили обновленный цинковый цех. Жители особо возмущены тем, что кадмием и свинцом дышит Владикавказ, а основные налоги платятся по месту регистрации головного офиса УГМК – в городе Верхняя Пышма Свердловской области.
В июле 2018 года профессор СОГМА Лариса Цаллагова рассказала, что по результатам исследований в организме местных женщин обнаружилось повышенное количество свинца. Выбрасываемые в атмосферу экотоксиканты влияют на развитие ряда патологий у детей и развитие анемии у беременных, а также на возникновение аллергических реакций, болезней почек и кожи, рост онкологических заболеваний. «Кадмий, свинец, цинк, медь переходят через плацентарный барьер и тем самым передаются от матери ребенку. Я доказала это в своей докторской диссертации», – отметила Цаллагова.
В феврале 2019 года на конвертере завода «Святогор», принадлежащего УГМК, в Красноуральске Свердловской области произошел выплеск металла. В корпорации ответили, что ситуация была штатной и «это нормальный рабочий процесс».
27 февраля 2019 года руководитель Росприроднадзора России Светлана Радионова заявила, что ведомство не устраивает ситуация в Сибае: «Я понимаю людей, которые здесь живут». В тот же день гендиректор УГМК Андрей Козицын встретился с сибайцами, но результаты двухчасового диалога горожан не удовлетворили.
В марте 2019 года уральские «медные олигархи» снова вошли в топ богатейших людей России по версии Forbes. Президент УГМК Искандер Махмудов занял 18 место с $ 6,6 млрд. Минувший год принес ему $ 700 млн.
При этом предприятиям УГМК неоднократно предъявлялись претензии со стороны общественности по причине нанесения вреда окружающей среде и загрязнения рек.
Экологические нарушения
С 5 октября 2009 года завод «Электроцинк» неоднократно выполнял аварийные сверхлимитные выбросы вредных веществ в атмосферу, отмечали в Министерстве природы РФ.
В конце 2010 года Росприроднадзор республики после нескольких выбросов наложил на завод штраф, а прокуратура возбудила уголовное дело. Прошли массовые протесты против вредного воздействия предприятия на экологию. 29 октября 2010 года на предприятии сменилось руководство. Минприроды России неоднократно требовало закрыть «Электроцинк».
22 мая 2012 года дочерняя компания УГМК «Медногорский медно-серный комбинат» выиграла конкурс на право пользования Еланским и Елкинским месторождениями никеля в Воронежской области. Летом и осенью 2012 года в ряде городов ЦФО, оказавшихся в зоне возможного загрязнения, прошли массовые акции в защиту Хопра против добычи никеля в регионе.
Осенью 2017 года оказались загрязнены реки Черная и Тальтия, когда АО «Святогор», входящее в состав УГМК, сбросило с рудных месторождений недостаточно очищенные сточные воды, в результате чего пошло по цепочке загрязнение рек металлами.
В конце 2017 года предприятие «Святогор» признано надзорными ведомствами виновным в загрязнении трех рек в Ивделе и оштрафовано на 40 тысяч рублей. В течение года ивдельчане жаловались на разработки медно-цинкового рудника, по вине которого реки оказались загрязнены промышленными отходами, а коренной народ манси оказался под угрозой вымирания.
В октябре 2018 года были обнаружены загрязнения рек Шегультан, Тамшер, Банная, Ивдель и Ольховка (приток Шегультана) промышленными отходами.
В мае 2018 года в Новоуральске назрел «мусорный скандал». Несколько лет жители города пытаются решить вопрос с закрытием полигона «Утилис». Общественники утверждают, что под видом отходов третьего класса опасности (умеренно опасные вещества) на полигон УГМК свозит отходы второго (высокоопасные вещества) или даже первого (чрезвычайно опасные вещества) класса.
«Мы решили для себя понять: может быть, там ничего страшного нет. Взяли пробы. Когда проверили, волосы стали дыбом», – вспоминает член рабочей группы, общественник Игорь Латкин. – Я имел разговоры с лабораториями в Свердловской области, но, когда речь заходила об отходах УГМК, все поднимали лапки и говорили: «Мы с этим связываться не будем». Боятся, потому что из одной кормушки все кормятся».
Независимая лаборатория подтвердила, что содержание мышьяка в воде превысило норму в 770 тысяч раз! Новоуральцы направили коллективное обращение в надзорные ведомства с требованием выяснить, какого класса отходы утилизируются на полигоне «Утилис» и какую опасность они представляют для населения.
«Попадание мышьяка или любого другого яда в воду можно квалифицировать как отравление источников питьевой воды. Извините, это уже терроризм. Но почему-то никто из чиновников не хочет этого признавать. А какие меры предупреждения причинения вреда вы сделали? А никаких. Потому что мусорный бизнес – очень выгодный сектор», – отметил член экспертного совета комитета природных ресурсов и экологии Госдумы Павел Сухонин.
29 мая 2018 года в Новоуральске состоялись суды по делу полигона отходов «Утилис». Проверка документов вскрыла несоответствия данных по классам опасности отходов, которые в Новоуральск привозят со Среднеуральского медеплавильного завода, «Уралэлектромеди» и Медногорского медно-серного комбината, принадлежащих УГМК.
В июне 2018 года жители Новоуральска направили коллективное обращение на прямую линию с Владимиром Путиным, требуя запретить ввоз опасных отходов. Авторы обращения отметили, что «полномочия органов власти всех уровней для остановки беззакония и экоцида в ЗАТО Новоуральск используются недостаточно» и предполагают, что бездействие вызвано «коррупционной составляющей».
Летом 2018 года бывшие работники крупных горнодобывающих компаний Башкирии массово пошли в суды. Потребовали компенсации морального и физического вреда за болезни, полученные во время работы. Эта тенденция сложилась, в частности, в Башкирском Зауралье, где сосредоточены крупные добывающие мощности УГМК.
С начала ноября 2018 года в Сибае тлеет руда в заброшенном медном карьере Сибайского филиала Учалинского ГОКа УГМК и отравляет продуктами горения воздух как башкирского Сибая, так и прилегающих территорий Челябинской области. Несколько месяцев горожане жалуются на обострения хронических заболеваний.
Уничтожение символа Екатеринбурга
Осенью 2017 года руководство УГМК приняло решение снести недостроенную телевизионную башню в центре Екатеринбурга, которая была выкуплена у Министерства имущества Свердловской области. Директор УГМК Андрей Козицын называл объект «бетонной трубой» и настаивал на сносе с целью строительства на ее месте Ледового дворца. Все это сопровождалось массовыми протестами жителей Екатеринбурга, требовавших проведения референдума о сохранении телебашни.
В феврале 2018 года депутаты Екатеринбургской городской думы заподозрили УГМК в подлоге: на месте телебашни возможно строительство торгового центра вместо заявленной ледовой арены. Сомнения в реальности арены высказал депутат гордумы Константин Киселев: «Эти люди уже хотели забрать у нас пруд и построить что-то из XIV века. Сейчас те же самые люди хотят снести башню!».
Жители Екатеринбурга даже вышли на митинг против сноса телебашни. В рамках акции протеста прошел сбор подписей под обращением к президенту России Владимиру Путину с просьбой сохранить объект. «Мы эту телебашню выкупили за 500 млн живых бюджетных денег, а теперь мы ее отдали. Мне кажется, что это неправильно. Если наши олигархи каким-то образом хотят потешить собственное самолюбие, как-то выпендриться, то пускай делают это за свой счет! Почему за наш?», – заявил депутат ЗакСо Александр Ивачев. Народный избранник также напомнил, как в Верхней Пышме, считающейся вотчиной УГМК, ранее закрыли филиал школы Олимпийского резерва.
Известный писатель Алексей Иванов так прокомментировал ситуацию с демонтажом телебашни в центре Екатеринбурга: «Недавно (час назад) разговаривал с Дмитрием Карасюком. И он сказал очень правильные вещи. Он сказал, что нет ни одного логического аргумента, по которому башню надо оставить, в то же время сносить ее - просто ужасно жалко. Ломать, мне кажется, не строить. Я в этом случае согласен с Дмитрием Карасюком».
24 марта 2018 года башня была взорвана, несмотря на массовый протест общественности. УГМК и ее руководство подверглись большой критике в связи с этим решением.
Бойкот, объявленный УГМК из-за сноса башни, поддержал крупный поставщик техники TD KurganServiceCenter LLC. Компания разорвала с «медниками» все отношения. «Наша компания присоединяется к бойкоту УГМК холдинга. Мы – прогрессивная компания и нам претит варварский подход УГМК в вопросе о сносе свердловской телебашни. Полный игнор мнения горожан – неконструктивная и безответственная позиция. С вандалами и варварами мы не работаем!», – говорится в официальном заявлении компании.
ЧП на предприятиях УГМК
В мае 2018 года прокуратура Краснотурьинска занялась расследованием несчастного случая на предприятии «Богословское рудоуправление», входящего в УГМК-холдинг. ЧП произошло на промплощадке шахты «Северопесчанская»: 64-летний электрослесарь упал с высоты 5,8 метров. Мужчина получил тяжелые травмы.
Представители профсоюза Качканарского ГОКа заявили, что гибель экскаваторщика Никиты Максимова была вызвана нарушениями на предприятии. «Проверка экспертной организацией в 2006 году была проведена некачественно, ни бригада экскаватора, ни механики специалистов не видели. Это просто фиктивная экспертиза, – заявил представитель профсоюза в комиссии по расследованию ЧП Вячеслав Созыкин. – Это делалось с согласия руководства, с согласия главного инженера, рудоуправления. Как можно обвинять работников, которые делали свою работу?».
Председатель профсоюза Анатолий Пьянков назвал тенденцией то, что государственные органы и работодатели обвиняют в несчастных случаях исполнителей: «На «Святогоре» посадили мастера за то, что погиб машинист крана, а в чем мастер виноват? То же самое и у нас: не могут создать условия, в запчасти не вкладываются, в оборудование не вкладываются. А потом начинают искать крайних в самом низу, хотя принимают решения на самом верху».