Есть ли в регионе политика, или когда она появится? Что изменил чемпионат мира по футболу, а на что даже всемирное событие повлиять не смогло, чего, а главное, почему стоит ждать в дальнейшем? Заслуживающих внимание новостей было больше, но все, что по-настоящему имеет значение для настоящего и будущего региона, – в материале «ФедералПресс».
Год начинался с инерции. Первые заметные события 2018-го были отголосками резонансных конфликтов прошлого. Продолжали митинговать недовольные реконструкцией шоссе Авиаторов жители поселка Гумрак. Чуть позже инспекция Общероссийского народного фронта заявила, что этот крупнейший дорожный проект выполнен на «три с плюсом».
Пытались митинговать противники еще одного крупного проекта, на который потрачены огромные деньги федерального бюджета, – утилизации кировской свалки Волгограда путем перезахоронения ее в пруду-отстойнике в Светлоярском районе. Разработчики проекта из местного опорного вуза заявили, что таким образом удается обезвредить оба опасных объекта. Впоследствии обе протестные темы сошли на нет, а вот требование регионального штаба ОНФ к мэрии Волгограда озаботиться наконец проблемой «зеленого щита» города оказалось долгоиграющим. Однако, несмотря на жесткую риторику общественников, особых изменений в этом вопросе нет до сих пор.
Не сгорим, так утонем?
Резонанс получили и борьба с мошкой, которая приобрела межрегиональный статус, а также проблема криминальных теплиц. Борьба с кровососущими насекомыми в итоге оказалась проваленной, что несколько подпортило впечатление от проведения в Волгограде ЧМ-2018.
Но самым заметным бедствием стало неожиданно сильное весеннее половодье. В конце марта на значительную часть территории региона, включая районы, еще толком не отошедшие от осенних пожаров, обрушилось настоящее наводнение.
«ФедералПресс» в специальном репортаже с пострадавших территорий обстоятельно рассказывал, какие вопросы, на что до сих пор нет адекватных ответов, вызвал этот потоп. Кстати, итоговый размер ущерба, нанесенный инфраструктуре и сельскому хозяйству, до сих пор не озвучили.
От перевода стрелок до безвременья
Политические события года можно условно разделить на ожидаемые и не очень. Ко второй категории относится постыдная история с «журналистским автозаком», случившаяся накануне визита в Волгоград президента России. Виновные в эксцессе до сих пор не названы и, скорее всего, не наказаны.
Сам визит Владимира Путина в день празднования 75-летия Победы советских войск в Сталинградской битве оказался исключительно кратким и сухим.
Самое долгоиграющее событие года – смена часового пояса через референдум. В один день с выборами президента (по мнению большинства политических наблюдателей, повышение явки было главной целью проведения референдума) состоялся плебисцит, по результатам которого в Волгограде решили прибавить час к московскому времени, присоединившись таким образом к соседним Саратову и Астрахани. Реализовано решение было только в октябре, и до сих пор оно вызывает ожесточенные споры. Однако, согласно законодательству, итоги референдума не могут быть отменены ранее, чем через три года.
Политический прорыв года – укрепление Виталия Лихачева, который смог конвертировать безальтернативность изменения собственного статуса в реальный политический и аппаратный вес, фактически став второй фигурой в регионе. А то, что у главы Андрея Бочарова исключительно короткая кадровая скамейка, вновь подтвердили события осени, когда в Волгоград вернулся бывший вице-губернатор Александр Сиваков, годом ранее покидавший регион при весьма странных обстоятельствах.
Волгоградские представители в Госдуме в целом провели спокойный год, хотя и начинали достаточно резво. В интегральном рейтинге полезности депутатов, который готовят известные политологи Дмитрий Гусев и Алексей Мартынов, Ирина Гусева показала лучший результат среди коллег от региона и Нижнего Поволжья в целом. У нее 20-е место, у второй из волгоградских парламентариев Татьяны Цыбизовой – только 48-я позиция.
Самое предсказуемое событие года – выборы в городскую думу Волгограда. Еще на стадии формирования списков кандидатов практически все было ясно. А к середине июля, когда сложил полномочия самый непопулярный состав представительного собрания, все расклады стали еще более очевидны. Новая гордума получила в руководство фактически тех же людей, причем начало работы очередного созыва говорит о том, что у думы есть все шансы затмить неудачную «славу» предшественников как еще более невнятное и сговорчивое.
Ожидания года – отставки первых лиц
Самым громким и пока не случившимся событием, конечно, стоит назвать слухи об отставках двух фигур – Андрея Бочарова и главы регионального управления СУ СКР Михаила Музраева.
После того как стихла волна губернаторопада, Бочаров продемонстрировал свою силу, публично заявляя о непрекращающихся успехах. Что касается руководителя управления СК по региону Михаила Музраева, то на несколько волн слухов о его скорой отставке влияют субъективные факторы – начиная с времени, которое Музраев занимает пост, до некоторой неопределенности в принципе с судьбой СКР как структуры в системе правоохранительных органов.
Невообразимая легкость бытия
Самое яркое, запоминающееся, красивое событие года – это проведение в Волгограде матчей ЧМ-2018. Пускай их было всего четыре, а «Волгоград Арена» оказалась самым малопосещаемым стадионом чемпионата, но все это не смогло испортить главного. Городу, как и России в целом, удалось взглянуть другими глазами на самих себя. Именно за это в сочетании с ощущением настоящего праздника регион еще долго будет благодарен FIFA и Владимиру Путину, который когда-то сказал: «Как же без Сталинграда побеждать».
Провал года – благоустройство Волгограда и инвестиции
Затягивание или срыв сроков, нарекания со стороны жителей, спорные эстетические решения при высоких тратах и почти полное уничтожение зеленых насаждений – вот самые заметные приметы «благоустройства» в Волгограде. Это отмечали и при мундиале, все прекрасно помнят. Запомнился скандал с обрушением насыпи над новой дорогой около стадиона в день закрытия чемпионата.
Негативным явлением стал и провал уровня инвестиций. Даже в оптимистичных планах областных властей уровень 2015 года планируется превзойти только в 2021 году. По сведениям «ФедералПресс», такой провал вызван не столько объективными процессами в экономике, сколько неуверенностью бизнеса в стабильности в регионе, едиными для всех правилами игры и в целом неудачным инвестиционным климатом. Как итог – падение доходов, деградация торговли и строительства.
Пытаясь оправдать такие показатели, власти объясняют снижение капвложений массой факторов, даже проведением ЧМ-2018.
Деньги пока есть
Волгоградской области удалось добиться стабилизации бюджета – госдолг не вырос, исполнение впервые за последние 7 лет ожидается очень близким к плановым показателям, а по собственным доходам, в том числе налоговым, региону удалось собственные ожидания превзойти. Между тем на 2019 год бюджет заложен практически в том же размере. Однако с учетом обязательств по обязательным тратам, по росту ассигнований на исполнение старых и новых майских указов президента фактически речь идет о снижении бюджетной обеспеченности.
На звание главного конфликта года, объясняемого экономическими причинами, могли бы претендовать два события. Это процедура определения оператора обращения с твердыми коммунальными отходами. В итоге этого противостояния компания, которая строила в области полигоны и получила статус оператора в шести других регионах, ушла в Ростовскую область. Новый оператор получил существенно подросший тариф и много нерешенных вопросов.
Продолжился конфликт вокруг главного производителя спецсталей в России – комбината «Красный Октябрь» (ВМК). Претензии налоговой к работе предприятия, а МВД – к прошлым действиям его владельца Дмитрия Герасименко длились несколько лет, но не приводили к решениям. Но в ноябре арбитраж объявил ВМК банкротом и ввел процедуру конкурсного производства. Позже выяснилось, что ситуация гораздо более запутанная, чем кажется на первый взгляд, что, по предположениям экспертов, ничего хорошего для производства и его работников она не может принести.
Курьезы года – открытие отрытого завода и «Ротор»
А самый курьезный случай года выдал лично Бочаров. Он торжественно «открыл» завод, который работает почти два года.
В статус курьеза можно было бы записать и провальное выступление одного из самых обеспеченных (за счет бюджета области) клубов – «Ротор». В уходящем году дважды менялся главный тренер и один раз – 2/3 состава, но это не привело к резкому изменению ситуации.
Если говорить о 2019-м, то год обещает стать не просто интересным, а судьбоносным для региона. Среди очевидно ключевых событий – выборы нового созыва областной думы и губернатора.